Заседание ученого совета (обсуждение научного доклада в.н.с., д.э.н. Хаджаловой Х.М.)

Заседание ученого совета (обсуждение научного доклада в.н.с., д.э.н. Хаджаловой Х.М.) post thumbnail image

01 марта 2024 года состоялось заседание Ученого совета ИСЭИ ДФИЦ РАН.

С научным докладом на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ)» выступила ведущий научный сотрудник Отдела воспроизводства населения и трудовых ресурсов Хаджалова Хадижат Магомедовна.

Цель исследования – выявление мотивов, ценностных и поведенческих установок, предпочтений, оказывающие на развитие образовательного потенциала населения.

Научная новизна исследования. Определены теоретико-методические основы развития человеческого потенциала в контексте формирования образовательного потенциала с учетом демографических, экономических поведенческих установок населения и социокультурных региональных особенностей и определяющих вектор развития социального и, в частности, модернизации образовательного комплекса региона.
Основные научные результаты полученные Хаджаловой Х.М. и обоснованные в ходе доклада:

1. Обозначены основные проблемы в доступности и повышении качества образования потенциала, в формировании так называемой «цепочки стоимости», на каждой из ступеней развития образовательного потенциала.
2. Обозначена роль образования в социальной мобильности членов общества. Показало, влияние экономических (обладание материальными благами), социальных (принадлежность к группе) и культурных (образование и культурный уровень, прививаемый семьей) ресурсов оказывают определяющее направление на образовательные траектории семей.
3. Дана комплексная оценка мнения респондентов относительно развития образовательного потенциала в национальных республиках юга России выявила как положительные, так и отрицательные факторы рассматриваемого объекта, обозначены сильные и слабые стороны его развития в сфере образования.

Результаты данного обследования выявили четкое переобозначение, переформулировку сегодняшним общественным мнением иерархии мотиваций к высшему образованию:
1) качество образования, предоставляемое образовательными учреждениями, оценивается как «невысокое. Также, как и условия, созданные для развития образования в регионах, оцениваются как средние;
2) сделан вывод о несовершенстве образовательных программ, применяемых на различных уровнях получения образования, недостаточности финансирования системы образования и недостаточность условий для обучения получения для общего и среднего профессионального образования;
3) необходимость высшего образования рассматривается прежде всего, как критерий личного успеха, имеющей целью достижение материальных благ;
4) при выборе вуза родителями отдается предпочтение вузу, в котором достаточны полученные баллы ЕГЭ;
5) сельские жители готовы активнее поддержать своих детей в получении качественного образования (готовы финансово помочь в случае невысоких баллов ЕГЭ);
6) главной целью человека, стремящегося к повышению своего образовательного уровня является – повышение знаний и навыков в своей профессиональной деятельности. Данная цель является главной для всех респондентов независимо от их уровня образования;
7) для повышения образовательного уровня детей родители активно прибегают к системе дополнительного обучения, как правило, платного. Основными секциями посещаемыми детьми являются: спортивные и оздоровительные мероприятия, дополнительные занятия по основным предметам, подготовка к ЕГЭ;
8) причинами, по которым дети не имеют возможность в наращивании своего образовательного потенциала, являются отсутствие у семей финансовых возможностей, а в сельской местности – отсутствие организаций дополнительного образования.