01 марта 2024 года состоялось заседание Ученого совета ИСЭИ ДФИЦ РАН.
С научным докладом на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ)» выступила ведущий научный сотрудник Отдела воспроизводства населения и трудовых ресурсов Хаджалова Хадижат Магомедовна.
Цель исследования – выявление мотивов, ценностных и поведенческих установок, предпочтений, оказывающие на развитие образовательного потенциала населения.
Научная новизна исследования. Определены теоретико-методические основы развития человеческого потенциала в контексте формирования образовательного потенциала с учетом демографических, экономических поведенческих установок населения и социокультурных региональных особенностей и определяющих вектор развития социального и, в частности, модернизации образовательного комплекса региона.
Основные научные результаты полученные Хаджаловой Х.М. и обоснованные в ходе доклада:
1. Обозначены основные проблемы в доступности и повышении качества образования потенциала, в формировании так называемой «цепочки стоимости», на каждой из ступеней развития образовательного потенциала.
2. Обозначена роль образования в социальной мобильности членов общества. Показало, влияние экономических (обладание материальными благами), социальных (принадлежность к группе) и культурных (образование и культурный уровень, прививаемый семьей) ресурсов оказывают определяющее направление на образовательные траектории семей.
3. Дана комплексная оценка мнения респондентов относительно развития образовательного потенциала в национальных республиках юга России выявила как положительные, так и отрицательные факторы рассматриваемого объекта, обозначены сильные и слабые стороны его развития в сфере образования.
Результаты данного обследования выявили четкое переобозначение, переформулировку сегодняшним общественным мнением иерархии мотиваций к высшему образованию:
1) качество образования, предоставляемое образовательными учреждениями, оценивается как «невысокое. Также, как и условия, созданные для развития образования в регионах, оцениваются как средние;
2) сделан вывод о несовершенстве образовательных программ, применяемых на различных уровнях получения образования, недостаточности финансирования системы образования и недостаточность условий для обучения получения для общего и среднего профессионального образования;
3) необходимость высшего образования рассматривается прежде всего, как критерий личного успеха, имеющей целью достижение материальных благ;
4) при выборе вуза родителями отдается предпочтение вузу, в котором достаточны полученные баллы ЕГЭ;
5) сельские жители готовы активнее поддержать своих детей в получении качественного образования (готовы финансово помочь в случае невысоких баллов ЕГЭ);
6) главной целью человека, стремящегося к повышению своего образовательного уровня является – повышение знаний и навыков в своей профессиональной деятельности. Данная цель является главной для всех респондентов независимо от их уровня образования;
7) для повышения образовательного уровня детей родители активно прибегают к системе дополнительного обучения, как правило, платного. Основными секциями посещаемыми детьми являются: спортивные и оздоровительные мероприятия, дополнительные занятия по основным предметам, подготовка к ЕГЭ;
8) причинами, по которым дети не имеют возможность в наращивании своего образовательного потенциала, являются отсутствие у семей финансовых возможностей, а в сельской местности – отсутствие организаций дополнительного образования.