Институт социально-экономических исследований
Дагестанского научного центра Российской академии наук
Перейти в раздел "Монографии"
Наши партнеры
Круглый стол «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
31 мая 2017 г. прошло заседание круглого стола в свете Указов Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» и «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» в рамках подготовки VIII Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона»

Круглый стол

проведения заседания круглого стола «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»  в свете Указов Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» и  «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» в рамках подготовки VIII Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона»

 

Организаторы: Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН под эгидой научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ

Организаторы: Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН

под эгидой научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ

При информационной поддержке:

Научный журнал "Региональные проблемы преобразования экономики"

Научный журнал "Апробация"

Место проведения: г. Махачкала, 31 мая 2017 г.

 

Поднятые в рамках обсуждения вопросы:

    1. - Системный кризис в России и региональные проблемы обеспечения экономической безопасности.
    2. - Экономическая безопасность страны и экономическая безопасность региона – общность и отличия понятийного содержания.
    3. - Активизация движущих сил социально-экономического развития регионов как основа интеграции экономического пространства и экономической безопасности страны.
    4. - Теневая экономика и её влияние на экономическую безопасность региона.
    5. - Финансовый, продовольственный, инфраструктурный, экологический и социальные аспекты экономической безопасности региона.

 

Публикуем краткий отчет о мероприятии:

 

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор:

В процессе круглых столов мы обсуждаем свободно, мы говорим то, что думаем, мы поднимаем порою самые сложные темы, о которых порою не всегда хотят слышать и говорить. И сегодня я объявляю открытым третий круглый стол, который проводится ИСЭИ ДНЦ РАН под эгидой Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Российской Федерации, у нас тема единая это «Государственная политика регионального развития как основа национальной безопасности» в свете Указа Президента России от 16 января 2017 года «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». У нас по плану предполагалась тема круглого стола «Экономическая безопасность региона: современные проблемы и механизмы обеспечения», и мы только начали проводить организационно-подготовительную работу по его подготовке, как она совпала с выходом Указа Президента России от 13 мая 2017 года «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Нужно отметить, что тема экономической безопасности и регионального социально-экономического развития переплетается. Отмечу, что среди основных вызовов и угроз экономической безопасности страны, в указе, который будет сегодня цитироваться много раз, выделяют угрозу неравномерного пространственного развития Российской Федерации и углубление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития. Это не считая того, что многие вопросы, которые стоят в рамках страны по экономической безопасности – это и теневая экономика, это и исчерпание возможностей экспортно-сырьевой модели развития, - это и многие проблемы социально-экономической безопасности, которые возникают на уровне регионов. Поэтому мы сегодня, по сути, обсуждаем два указа Президента РФ: «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Мы постараемся поднять на круглом столе наиболее важные ключевые проблемы, связанные с проблемами национальной безопасности, а мы не можем отделять от неё экономическую безопасность, поскольку она важнейший её составной элемент. Сейчас политические вопросы стали решаться экономическими методами. Вы видите, против нашей страны вводятся санкции, пытаются воевать экономическими методами. Сегодня экономические методы стали более эффективным оружием холодного убеждения, чем даже ядерное оружие. По событиям последних лет мы видим, как экономическими методами пытаются воздействовать на нашу страну, как экономические процессы переводят из одной категории в другую. Можем отметить, что сегодня имеет место очень характерная такая усиливающаяся тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использование экономических методов воздействия для достижения глобальных политических целей. Это один серьёзнейших вызовов, который стоит сегодня перед нашей страной, и на эти вызовы надо отвечать. Отвечают по-разному, разными методами, и на разных уровнях: на глобальном, государственном и региональном, в том числе. Мы не раз будем обращаться к этому документу, потому что имеется много проблем безопасного социально-экономического развития. К примеру, проблемы здоровья населения – это экономическая безопасность? Конечно, ведь это трудовые ресурсы. Вопросы, связанные с модернизацией производства и развитием НТП – это экономическая безопасность? Безусловно, наше отставание здесь сегодня отмечается, как одно из самых серьёзных и также это касается множества остальных вопросов. Но прежде, чем мы перейдём к заслушиванию основных докладов, а у нас сегодня запланировано заслушать 4 доклада, подчеркиваю, что у нас по регламенту задают любые вопросы, даже неприятные, у нас выступают с комментариями, у нас обсуждают наиболее сложные проблемы. Прежде чем представить запланированные доклады, я хочу предоставить слово Полномочному представителю Главы РД в Южном территориальном округе РД, генералу полиции Муслимову Энрику Селимович, в недавнем прошлом он возглавлял федеральную службу Госнаркоконтроля по Республике Дагестан, и о проблемах здоровья и безопасности населения региона он знает хорошо.

 

Муслимов Энрик Селимович - Полномочный представитель Главы РД в Южном территориальном округе РД, генерал полиции: Спасибо! Добрый день! Я от имени Главы региона Абдулатипова Р.Г. приветствую Вас, всех участников сегодняшнего круглого стола! Абсолютно правильно было сказано, что отделить безопасность в целом от экономической безопасности невозможно потому, что переплетено тесно с санкциями, и с другими проблемами. Что касается, безопасности региона, то эта проблема сильнее всего касается Дагестана, потому что в последние годы очень много делается, для того, чтобы улучшить ситуацию и имиджевую и реальную, касающуюся экономической безопасности и вообще безопасности в целом. Я думаю, что сегодня для Дагестана тема безопасности, в том числе экономической очень актуальна. Я хочу пожелать всем участникам плодотворной работы.

 

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Я хочу предоставить слово для доклада заведующему отдела ИСЭИ ДНЦ РАН, к.э.н. Багомедову М.А.

 

 

Багомедов Магомед Алиевич - заведующий отдела ИСЭИ ДНЦ РАН: Необходимо признать наличие ряда угроз региональной экономической безопасности как следствие общего системного кризиса в России. Мною выработаны следующие рекомендации участникам Круглого стола:  

Органам исполнительной власти: Обосновать и разработать цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности региона (Проектное управление при администрации Главы РД и, по договоренности, ИСЭИ ДНЦ РАН, Народное собрание, Министерство экономики);

Актуализировать разработку Стратегии экономической безопасности Республики Дагестан на период до 2030 года и стратегии социально-экономического развития муниципальных образований, и подготовить её нормативно-правовую атрибутику и программно-целевое обеспечение, взаимоувязывая с долгосрочной стратегией развития региона (Проектное управление при администрации Главы региона, Народное собрание, Министерство экономики);

Увязать стратегию обеспечения экономической безопасности региона с проводимой социально-экономической политикой (как политикой государства, направленной на интенсификацию и повышение общественной производительности труда) через осуществление выдвинутых Главой региона региональных приоритетов развития (приоритетных проектов), обеспечивающих эффективное выполнение задач интенсификации (Проектное управление при администрации Главы региона, Министерство промышленности, Минюст РД, Министерство экономики);

Заложить институциональные основы для научно-технологического обеспечения региональной экономической безопасности через механизм формирования и целевого использования на каждом предприятии фонда научных и технологических инноваций, образуемого за счет возврата разницы между максимально допустимого налоговыми законами РФ уровнями местного и регионального налогообложения и принятым его уровнем, а также за счет 20% амортизационных отчислений (Проектное управление при администрации Главы региона, Народное собрание, Министерство экономики, Министерство финансов РД);

Сформировать по всем муниципальным образованиям и крупным населённым пунктам (свыше 1 тысячи человек) научно-производственные кластеры на основе кооперации кадров предпринимательских структур, местных администраций, научно-образовательных учреждений под эгидой выбранных градообразующих предприятий (Проектное управление при администрации Главы региона, Народное собрание, Администрации муниципальных образований, Министерство экономики, Минобр, Минместпром РД, Индустриальные и инновационные парки, научно-образовательные учреждения).

 

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Необходимо переходить к новой инновационной модели развития. Я хочу предоставить слово Сагидову Ю.Н. главному научному сотруднику ИСЭИ ДНЦ РАН.

 

Сагидов Юрий Нурмагомедович – главный научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., проф.: Можно сказать, что экономическая безопасность Республики Дагестан в условиях сохранения во времени отрицательного вектора развития Российской Федерации находится в состоянии тлеющей угрозы. Что нужно Дагестану, чтобы не оказаться в таком случае перед фактом вспыхнувшей угрозы и реального банкротства с возможными как следствие коллизиями? Прежде всего, необходимо уяснить главную причину экономического прозябания Дагестана и нарастания угрозы безопасности. Обратим внимание на парадокс. Отставание в экономическом развитии Дагестана сохраняется при объективно присущем населении характерных черт экономической активности. Можно привести множество примеров, подтверждающих это утверждение. Особенно это ярко проявляется в других регионах страны и зарубежья, куда дагестанцы устремляются с целью достижения материального благополучия своих семей. Однако у себя в регионе та же присущая дагестанцам экономическая активность не реализуется в результатах эффективной созидательной деятельности. Объяснить этот парадокс можно только локально усугубленными инфернальными условиями для созидательной деятельности. Нет, объективно присущая людям экономическая активность не пропадает в никуда. Но меняется ее направленность. Но наряду с устремлениями людей к материальному благополучию посредством созидательной деятельности одновременно сосуществуют те же устремления, но осуществляемые посредством действий, препятствующих движению общества по пути устойчивого развития. В результате республика оказывается неспособной к самодвижению в развитии – главного фактора становления социума на путь непрерывного накопления экономического потенциала и национального богатства. Обозначим общими штрихами, что надо делать, чтобы сойти с нынешнего пути экономического прозябания, не гарантирующего экономическую безопасность в будущем, и стать на путь самодвижения в развитии. Представляется, что необходимы меры, направленные на возбуждение движущей энергетики стимулов ориентации и побуждения всего общества и особенно экономически активной части населения на созидательную деятельность. Во-первых, дагестанский социум должен иметь идеологию интересов дальней мотивационной ориентации. Для этого необходима легитимная доктрина, приемлемая подавляющим большинством общества. В такой постановке трудно представить какую-либо другую идеологическую доктрину, кроме как направленную на обеспечение социальной справедливости и интересов людей. Возможна идеологическая установка, апробированная на протяжении длительного времени в развитых странах мира: Каждый человек должен стремиться к материальной состоятельности и богатству на основе праведного труда с соблюдением личных и общественных интересов. Эта установка является залогом успешного развития всего общества. Во-вторых, в полном соответствии идеологическим целям должны быть реальные условия побуждения людей к активной экономической деятельности в текущих периодах. Этим условиям в настоящее время нельзя дать позитивную оценку. Они не раскрепощают и не возбуждают основной фактор общественного производства – труд на рост его производительности.  Объектами совершенствования должны быть эффективность государственного управления, правосудие, средства массовой печати, система политического и в целом институционального обустройства, культура в широком аспекте ее понимания, обеспечение конструктивной гражданской активности населения. В совокупности всех мер, ключевая роль должна быть отведена достижению эффективности государственного управления. Все негативы более чем четверть векового кризисного состояния России и ее регионов во многом можно отнести на счет свободы от какой-либо ответственности перед обществом представительных и исполнительных органов власти за результаты социально-экономического развития страны. Эта безответственность обусловлена политическим обустройством, при котором отсутствуют структуры контроля и оценки результатов деятельности органов государственного управления, независимые в формировании и финансировании этих структур от тех же органов государственного управления. Нет сомнения в том, что такие органы необходимо создать свободным волеизъявлением всех народов страны. Если учитывать реальность российского политического и экономического обустройства, то решение проблемы региональной экономической безопасности, ограничиваясь мерами в рамках региона, окажется малопродуктивным. Добиться решения проблемы при существующей в России вертикали власти возможно только в порядке комплексного подхода на общегосударственном и региональном уровнях. Причем общегосударственная часть решения проблемы будет иметь авангардное значение.

 

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: В России был опыт использования свободных экономических зон в том или ином регионе. Опыт был негативным. Данные зоны имели криминальный характер в первую очередь. Сегодня на территории Дагестана существует зона опережающего развития в городе Каспийске. Мы пока не наблюдаем механизма ее развития и являемся экспериментаторами. Нет понимания того, что экономическая безопасность страны обеспечивается за счет территорий ее субъектов. СКФО слабый регион. Нет реальных инвесторов для его развития, эта основная проблема.

 

Гусейнов Абдурахман Гаджиевич - заведующий кафедрой «Менеджмент» ДГУ: Япония определила путь своего развития «инновацию». Южная Корея также присоединилась к ней выбрав этот путь развития. Наряду с этим были разработаны государственные органы, которые занимались анализом развития инноваций по различным направлениям и отраслям.

 

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Все страны имели «закрытость» развития. Реформы Петра I прорубили окно в Европу для России. Мы говорим о том, что при определенной и разумной политике государства и хорошем инвестировании, а также направленности на инновационное развитие может дать гарантированный результат развития как в Японии, Южной Корее и других странах. В России развитие на инновацию осталось на уровне декларации.

 

Гусейнов Абдурахман Гаджиевич - заведующий кафедрой «Менеджмент» ДГУ: Выступать с революционными предложениями некорректно. Россия — это не просто страна, а цивилизация. Россия располагает 40% мировых природных ресурсов, чем и обусловлена неприязнь к нашей стране в мире. Культура России на порядок выше европейской. Если говорить об указе Президента Основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025г. и Указ Президента о стратегии экономической безопасности они взаимосвязаны и даже взаимообусловлены. Эти документы рассматривают три уровня. Россия привыкла жить в санкциях. С конца ХIХ века Россия была подвержена санкциям восемь раз. В области экономики мы должны найти свое место. Также вопрос структуры мирового спроса имеет место быть. Создаются международные экономические организации без участия России, что можно принять как вызов для России. Все делается дабы помешать развитию России.

И самое главное необходимо определить стратегические направления развития, разработать стратегию экономической безопасности РД на основе учета наших специфических особенностей и возможностей, обсудить угрозы, провести свот-анализ, выявить сильные стороны, слабые стороны, угрозы.

 

Уразаев Э.К. – журналист, общественный деятель: В указе о стратегической безопасности выведено около 40 показателей и всего три из них региональных.

 

Гасан-Гусейнов Муслим Магомедович - председатель партии ветеранов России: Хотелось бы чтобы на таких мероприятиях были люди, аффилированные с властью хотя бы на уровне первых замов.

 

Гимбатов М.-Т. Г. – заместитель министра промышленности РД: Надо понимать, что предприятия сегодня в частных руках и оказать прямое воздействие на управление невозможно в нынешних условиях. Со своей стороны, Министерство промышленности Республики Дагестан оказывает любую административную поддержку промышленным предприятиям Республики Дагестан. Сформирована нормативная база работы технопарков, функционируют несколько индустриальных парков. Проводим работу по разъяснению поддержки государства тем, кто хочет заниматься бизнесом. Фонд поддержки промышленности представил 20 миллиардов рублей по итогам года. 

 

Меламедов Андрей Львович - газета «Новое дело»: В настоящее время министерство занимается информированием, но не занимается главным - предоставлением четких рекомендаций, кому и как оказывается поддержка и какие преференции получает республика. Каждое министерство должно работать над этим. Пусть выносят свои решения в социальные сети и медиапространство.

Гимбатов М.-Т. Г. – заместитель министра промышленности РД: Во-первых – мы не осуществляем финансирование. Во-вторых - предприятия частные и их проекты рассматриваются в составе комиссий правительства, на мой взгляд анализ ситуации и результатов внедрения мер поддержки должно проводить научное сообщество.

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Я хочу сказать, что многие вопросы не решаются на уровне министерств, госгарантии дает правительство. Пример дагестанский агрокомплекс и «Завод «Авиаагрегат». Думаю, более подробно о проблемах промышленности расскажет нам доктор наук - Шихсаидов М.Ш.

 

 

Шихсаидов Музакир Шихсаидович – руководитель технопарка «Фотон»: Благодарен возможности выступить сегодня.  Основной тезис сегодня это: хотите больше налогов стройте заводы, однако наш народ не занят строительством заводом. Наши люди хотят обогащения. Давайте направим свои усилия в нужном направлении, надо прислушиваться друг к другу.  Справка, зачитаю несколько положений из заседания Совбеза от 7 декабря: для обеспечения экономической безопасности на первое место должно выйти смена экономического курса, приоритет промышленного развития. Сегодня промышленники сталкиваются с огромным количеством проблем, к примеру производство не сотрудничает с наукой, нет общей стратегии развития, что не позволяет нам конкурировать. Проблемы с налогами вообще усложняют жизнь промышленникам налог на землю, был увеличен в 8 раз, растут тарифы, к примеру, в Ставропольском крае практикуется освобождение от земельного налога. Необходимо слышать друг друга чтобы избежать непонимания.  Нельзя с одной ступени переходить на несколько ступеней вперед нужно как в Китае постепенно развиваться. Нужно создать благоприятные условия для бизнеса. Мое предложение – необходимо создать межведомственный Совет по экономической безопасности.

В промышленности республики сегодня очень тяжелая ситуация. Было бы очень хорошо, если бы мы сегодня вместе обсудили все сильные и слабые стороны и приняли бы какое-то решение. По моему мнению самой слабой стороной на сегодня является то, что наука идет своим путем, производство идет своим путем. Поэтому в первую очередь нам нужно объединится, производственникам и ученым. У меня есть предложения, которые мне хотелось бы здесь озвучить.

Первое, что нам нужно сделать, это создать межведомственный совет по экономической безопасности, основной обязанностью которого станет разработка и контроль региональной стратегии экономической безопасности. В состав совета должны войти представители базовых министерств и ведомств, научного и образовательного сектора, а также представителей промышленных предприятий и бизнеса республики. Здесь позволю себе такую цитату одного профессора лондонской школы бизнеса, которая очень в данный момент актуальна: «Регионам следует разрабатывать свои стратегии также как драматурги разрабатывают сюжеты", определиться с высотными позициями, выстраивать ходы и повороты, предугадывать решения и результаты, а также мотивы всех участников».

 Второе - реализация межведомственным советом по экономической безопасности модели оценки и отбора приоритетных отраслей экономики, в первую очередь тех, где возможна реализация научного и инновационного потенциала региона.

Третье, осуществление мер, формирующих благоприятных условий следующих направлений предпринимательской деятельности: научное производство, коммерциализация инноваций, высокие технологии, стартапы в области интернет-технологий.

Четвертое, предоставление комплексных льгот индустриальным технопаркам Дагестана на основе опыта других регионов РФ. Формирование на базе технопарков сети малых и средних предприятий, ориентированных на трансляцию промышленных технологий и используемых регионом на данный момент.

Пятое, создание дискуссионных площадок на основе популярных социальных сетей и интернет сервисов, на которых общественность научная и бизнес-сообщество, вместе с представителями республиканских министерств и ведомств могут периодически обсуждать пути решения экономической безопасности региона.

Здесь бы я добавил еще необходимость венчурного фонда, венчурного капитала, без него реализация многих мероприятий будет маловероятна. И еще хотелось бы добавить, помимо создания инноваций все же важнее сейчас для нашей промышленности — это стратегия заимствования в сфере инноваций.

 

 

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Наша экономическая безопасность зависит от того, насколько эффективно работают субъекты хозяйствования, компании, фирмы, потому что каждый день они сталкиваются с проблемами, им каждый день надо выживать, им надо зарабатывать, а мы частично существуем как раз за счет денег этих предпринимателей.  Пожалуйста, какие будут вопросы к нашему докладчику.

 

 

Акимова Карина Манафовна - Ведущий специалист отдела экономики Хивского района: Я согласна со всеми докладчиками. Но хотела бы сказать, что, так как Дагестан аграрная республика, то для районов и территорий экономическую безопасность может вполне обеспечить тепличное хозяйство по выращиванию овощей, есть множество положительных примеров и в нашем Каякентском районе, поэтому считаю целесообразным оказывать поддержку и содействие предпринимательству именно в этой сфере АПК.

 

Разият Нурмагомедова – общественный деятель: Я согласна со многими здесь выступившими, считаю, что у нас в Дагестане очень много умных талантливых людей, но пока каждый будет самостоятельно развиваться в своей сфере, в своей ниши, республика будет стоять на месте. Поэтому нам надо всем объединиться - научному сообществу, предпринимателям, чиновникам, сплотиться и двигаться в одном едином направлении, и тогда будут происходить реальные сдвиги в развитии республики, в экономике в целом и соответственно во всех отдельных сферах.

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Мы согласны. Будем двигаться в одном направлении. Мы как раз здесь и собираемся для того, чтобы умные люди могли прийти и объединиться по интересам. Кто еще хочет сказать. Пожалуйста Эдуард К.

Уразаев Э.К. – журналист, общественный деятель: Здесь вырисовывается вопрос о судьбе программ и проектов. Когда я услышал о том, что нужно разработать новую стратегию, я подумал мы же старую стратегию еще не реализовали. Ни на федеральном уровне толком не реализуются ни стратегии и концепции, ни на региональном. И вот я читал и сделал для себя такой обзор федеральных экспертов об указе по экономической безопасности, и я хотел бы вас проинформировать о том, что они подчеркивают. Профессор Касатонов отмечает декларативность этого документа. Никита Кричевский, главный научный сотрудник Института экономики РАН указывает на то, что в документе нет показателей реальных доходов населения, не учитываются угрозы цифровой экономики, распространения альтернативных валют, международной конкуренции. Николаев подчеркивает такие недостатки реализации как истощение сырьевых ресурсов, высокая налоговая нагрузка, неопределенность экономического роста, недостаточный внутренний спрос. На региональном уровне, эти документы дают возможность требовать региональным властям сбалансированности бюджета, снизить межрегиональную дифференциацию и т.д. Это конечно не так уж и много, но тем не менее это тоже надо нам использовать. Спасибо.

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Спасибо Эдуард К. Единственно, добавлю, что Указ действительно декларативный. Мы с вами эти документы обсуждаем одни из первых. Закон о региональной политике мы вообще обсуждали первые. Я думаю по экономической безопасности мы тоже одни из первых круглых столов, потому что я не слышал, чтобы так обсуждали это. Очень важно чтоб вообще эти процессы пошли. Давайте подведем итоги. Я хочу предоставить слово Энрику Селимовичу. Он у нас первый раз присутствует на наших мероприятиях.

 

Муслимов Энрик Селимович - Полномочный представитель Главы РД в Южном территориальном округе РД, генерал полиции: Спасибо! Уважаемые коллеги, мне сегодня было безумно интересно на этом круглом столе. У меня первое образование экономическое, поэтому я имею к обсуждению какое-то отношение, и если даже брать второе, то экономическая безопасность напрямую связана с правоохранительной деятельностью и мне было вдвойне интересно. Сегодня три чиновника на круглом столе присутствуют, а если нужно больше, то я считаю, что нужно приглашать по конкретным направлениям деятельности государственных лиц из министерств, ведомств и комитетов, я не думаю, что они не идут. Я думаю им будут интересны те проблемы, которые вы здесь поднимаете. Что касается сельского хозяйства, колоссально растут гектары, где осуществляется виноградарство, тепличное хозяйство, садоводство, и кстати все они получают государственные субсидии. Не так все плохо. Государство поворачивается лицом к предпринимателям. Диалог в любом случае необходим, взаимодействие необходимо. Я по итогам своего участия доложу главе республики и ваши рекомендации я проконтролирую чтобы они не затерялись. А в последующем я всегда готов принимать участие, и, если для вас мое участие будет полезным я буду только рад этому. Спасибо

Дохолян С.В. – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Энрик Селимович, большое спасибо за то, что вы приняли участие в нашем мероприятии. В любом случае наше обсуждение не пройдет даром, мы это все регламентируем. В целом я хочу поблагодарить всех, кто учувствовал в нашем круглом столе. Мы проводим круглые столы регулярно, все они проходят в рамках конференции Региональные проблемы преобразования экономики, которая пройдет в ноябре. Мы будем рады и благодарны вам за ваше участие.