Институт социально-экономических исследований
Дагестанского научного центра Российской академии наук
Перейти в раздел "Монографии"
Наши партнеры
Круглый стол «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА»
31 мая 2017 г. прошло заседание круглого стола в свете Указов Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» и «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» в рамках подготовки VIII Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона»

Круглый стол

проведения заседания круглого стола

«Организационно-экономические аспекты модернизации системы здравоохранения региона»

  в свете Указов Президента РФ  «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» в рамках подготовки VIII Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона»

 

Организаторы: Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН под эгидой научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

КОМИТЕТ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 

 

При информационной поддержке:

Научный журнал "Региональные проблемы преобразования экономики"

Научный журнал "Апробация"

Место проведения: г. Махачкала, 28 июня 2017 г.

 

Поднятые в рамках обсуждения вопросы:

      1. 1.       Перспективы развития системы здравоохранения региона в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
      2. 2.       Модернизация системы управления региональным здравоохранением на основе внедрения новых информационных технологий.
      3. 3.       Государственно-частное партнерство как эффективная форма развития системы здравоохранения региона.
      4. 4.       Совершенствование системы финансирования здравоохранения региона.
      5. 5.       Платные медицинские услуги как дополнительный источник финансирования системы здравоохранения.
      6. 6.       Особенности маркетинга медицинских услуг в современных условиях.

 

Публикуем краткий отчет о мероприятии:

 

Дохолян Сергей Владимирович – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор:

Целью круглого стола является рассмотрение современного состояния системы здравоохранения в республике и выработки мер и рекомендаций для ее модернизации. Сотрудники института разработали проект рекомендаций, в который участники круглого стола могли внести свои замечания и дополнения. Окончательный вариант и все материалы круглого стола будут направлены в научно-экспертный совет при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Тема здравоохранения сегодня одна из самых актуальных. В настоящее время два ключевых элемента – бесплатное образование и медицина – всё больше вытесняются платным. Один из больных вопросов – качество медицинских услуг. Товарно-рыночные отношения проникли в те сферы, где это неприемлемо. Ведь от того, как происходит процесс образования, здоровье нации, зависит национальная безопасность. Мы не случайно начинали серию круглых столов с вопросов региональной политики и национальной безопасности. Насколько реальны угрозы, которые стоят перед нашей страной? Отвечаем ли мы на вызовы, которые ставит перед нами внешний мир? Два основополагающих столпа любого государства это образование и медицина. В рамках круглого стола мы не можем охватить всю проблему, связанную с модернизацией системы здравоохранения, но попытаемся обнажить наиболее острые, сложные вопросы. В дальнейшем, возможно, мы развернем эту тему в отдельную научно-практическую конференцию. Научное сообщество давно не проводило конференции такого уровня. Неслучайно эта тема рассматривается экономистами, так как это товарно-рыночные отношения в здравоохранении, от которых, к сожалению, уже не уйти, но мы должны сделать так, чтобы люди не страдали.

Есть противоречия между экономией затрат и эффективностью работы. Мы иногда гонимся за экономией затрат, вместо того, чтобы увеличивать затраты на здравоохранение – обеспечивать население качественными медицинскими услугами в любой точке страны. А получается так, что в погоне за сокращением затрат люди вынуждены ездить получать медицинские услуги за 100 км. Такое неприемлемо.

Круглый стол у нас как обычно будет проходить в форме свободной дискуссии. Мы начнем с наших докладов, у нас сегодня 3 докладчика. Потом переходим к обсуждению и еще раз подчеркиваю, рекомендации, все, что считаете целесообразным прошу зафиксировать. Рекомендации будут переданы различным органам власти, начиная с Совета Федераций и заканчивая определенными структурами. Теперь с вашего позволения я хочу передать слово заместителю председателя Совета при Главе Республики Дагестан по устойчивому развитию и приоритетным проектам доктору экономических наук, профессору Гиндиеву Абдулхалику Муслимовичу.

 

 

Гиндиев Абдулхалик Муслимович – Заместитель председателя Совета при Главе Республики Дагестан по устойчивому развитию и приоритетным проектам:

Добрый день, коллеги! Я практически всегда присутствую на круглых столах, организуемых ИСЭИ ДНЦ РАН. Тема чрезвычайно тяжелая. Хочу обратить ваше внимание на поставленные для обсуждения вопросы. Вот, например, развитие в условиях ограниченных финансовых ресурсов, хотя какие могут быть ограничения финансовых ресурсов в здравоохранении, когда дело касается здоровья населении. Существует серьезная разница в доле региональных расходов на здравоохранение в валовом региональном продукте между различными субъектами РФ. А если сравнивать с развитыми странами, то мы находимся очень далеко от того уровня, который необходим для полноценного существования человека. Нам нужен прагматизм, что можно сделать в современных условиях именно в региональном аспекте. Одно дело, когда мы слышим официальную информацию, другое – когда ходим в поликлинику или в диагностический центр. Это большая разница. От платных медицинских услуг мы не уйдем, это мировая тенденция. Хочу призвать к тому, чтобы по итогам круглого стола мы могли получить рекомендации практического характера, их представить. И самое главное, нужно поставить человека во главу угла этих преобразований или их попыток. Мы хотим получить качество в региональной системе здравоохранения. Спасибо Вам большое за внимание!

 

Дохолян Сергей Владимирович – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор:

У нас сегодня присутствуют Помощник Главы Дагестана Зейдула Кадималиевич Юзбеков и Советник Главы Дагестана Камиль Газимагомедович Ланда. Прошу Вас коротко высказаться по теме нашего обсуждения.

 

Юзбеков Зейдула Кадималиевич – Помощник Главы Дагестана:

Спасибо за приглашение! Сегодня Абдулхалик Муслимович говорил по поводу совокупного регионального продукта. По современной методологии медицинские услуги тоже входят в структуру совокупного регионального продукта. В бюджете Дагестана расходы на здравоохранение находятся на втором месте, это около 15 млрд. рублей. Рациональное использование этих средств, повышение качества медицинских услуг – это главное, на что должны быть направлены средства. Я не хочу сказать, что результаты сделанного в Дагестане за последние годы впечатляющие, но сделано очень много. За последние 3-4 года построено огромное количество фельдшерско-акушерских пунктов, даже в самых труднодоступных селах и населенных пунктах Республики Дагестан. Повысилось техническое оснащение медицинских учреждений. Есть успехи, но до того качества, о котором идет речь, очень далеко. Серьезно возросло количество частных клиник в республике, что вызывает определенное недовольство населения, связанное с тем, что за всё нужно платить. Здесь нужен какой-то баланс, связанный с уровнем жизни, доходами населения и отношением людей к медицине. Возникают вопросы и связанные с Фондом ОМС. Эти и целый ряд других вопросов требуют серьезного подхода и расчетов. Очень приятно, что тема поднята на столь высоком научном уровне.

 

Дохолян Сергей Владимирович – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор:

Спасибо! Камиль Газимагомедович, пожалуйста, Вам слово.

 

Ланда Камиль Газимагомедович – Советник Главы Дагестана:

Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за предоставленное слово Сергей Владимирович, спасибо Юзбекову З.К. за приглашение на круглый стол. Он очень хорошо отзывается о проводимых в Институте научных мероприятиях, особенно когда речь идет о правдивых выступлениях Ваших ученых. Хотел бы сказать, что я всегда с огромным удовольствием слушаю доклады ученых, отражающие фактическое состояние дел и несущие определенную пользу для республики. Когда Вы даете оценку, может даже критическую – это очень хорошо воспринимается Главой республики. Хотелось бы, чтобы по итогам проведения круглого стола Вы дали рекомендации для правительства, для Главы республики. Я Вам желаю успехов, спасибо!

 

Дохолян Сергей Владимирович – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор:

Спасибо! А сейчас мы начнем заслушивать наши доклады. Первое слово хочу предоставить сотруднику ИСЭИ, к.э.н. Сагидову Ахмеду Казбековичу!

 

Сагидов Ахмед Казбекович – научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН, к.э.н.:

Уважаемые коллеги, тема моего доклада «Современное состояние и приоритеты развития системы здравоохранения Республики Дагестан». Посмотреть презентацию доклада

В период с 2000 по 2012 год объем государственного финансирования здравоохранения страны в реальном выражении вырос в 2,3 раза. Номинальный рост общего объема финансирования здравоохранения из государственных источников с 2011 по 2016 год составил 162 %. Доля затрат на здравоохранение в общем объеме расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2016 году составила 10 % или 3,6 % к ВВП.

Вместе с тем в российском здравоохранении все еще сохраняется низкая доля государственного финансирования в процентах к ВВП по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой. Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП России составила в 2014 году 3,5 %, в то время как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 6,5 %, а в странах Западной Европы в среднем этот показатель составил 7,9 %. По оценкам экспертов, для обеспечения эффективного функционирования системы здравоохранения России доля расходов в ВВП должна составлять не менее 6 %.

Объем финансирования системы здравоохранения республики из консолидированного бюджета Дагестана и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2011 году составил 16,2 млрд. рублей, а к 2015 году достиг 39,8 млрд. рублей или 34,4 % от общей доли бюджетных расходов. Номинальный рост расходов на здравоохранение региона из консолидированного бюджета Дагестана и бюджетов государственных внебюджетных фондов за этот период составил 246 %.

Среди изменений в системе финансирования здравоохранения, необходимо выделить внедрение нового метода оплаты стационарной медицинской помощи – за законченные случаи лечения, классифицированные по клинико-статистическим группам (КСГ) и переход с оплаты за единицу объема оказанной услуги на оплату амбулаторно-поликлинической помощи по подушевому нормативу финансирования. Реформа ОМС стала толчком к активному развитию участия негосударственных медицинских организаций в системе ОМС.

В последние годы в регионе совершенствовалась система профилактики заболеваний, происходило расширение масштабов и повышение эффективности диспансеризации населения Республики Дагестан. Значительно увеличены объемы бесплатной профилактической медицинской помощи, так численность населения Республики Дагестан, прошедшего диспансеризацию за период с 2010 по 2015 годы выросла более чем в 1,6 раз, с 802,3 тыс. чел. в 2010 г. до 1 291 тыс. чел. в 2015 году.

Благодаря реализованным мероприятиям по модернизации и совершенствованию системы здравоохранения с 2010 года наблюдается ежегодное снижение общего коэффициента смертности. Так в 2010 году этот показатель в регионе составлял 5,9 человек на 1 000 населения, а в 2015 году уже 5,4 человек. По этому показателю Республика Дагестан занимает 4-е место в целом по Российской Федерации.

Вместе с тем, в регионе существуют определенные сложности в оказании специализированной медицинской помощи, среди которых низкий уровень обеспеченности населения койками круглосуточных стационаров. В 2015 г. обеспеченность койками в Республике Дагестан составила 68 коек на 10 000 населения, в то время как в среднем по России – 83,4 койки, а аналогичный показатель по СКФО – 73 койки на 10 000 человек населения. Дагестан в 2015 году занимал 79-е место среди всех регионов РФ по этому показателю.

Остро стоит в регионе проблема доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Материально-техническое и кадровое обеспечение поликлиник существенно уступает стационарам. Показатель мощности амбулаторно-поликлинических организаций, который составил в 2016 году 119,4 посещений в смену на 10 тысяч человек населения, в Республике Дагестан является самым низким в стране. Так, в 2015 году среднероссийский показатель мощности амбулаторно-поликлинических учреждений составлял 263,5 посещений в смену на 10 тысяч населения.

Серьезной проблемой модернизации и совершенствования системы оказания медицинской помощи в регионе является дефицит и недостаточная квалификации медицинских кадров республики. Обеспеченность врачами в среднем по РФ в 2015 г. составила 45,9 специалистов на 10 000 населения, в РД – 36,7 человек.

Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом в республике составляет 86,1 человек на 10 000 населения, что ниже аналогичного значения в среднем по России, которое в 2015 году составило 105,8 человек на 10 000 населения.

В сравнении с зарубежными странами в России высокие показатели численности врачей на 10 000 населения и обеспеченности больничными койками. Так, обеспеченность врачами выше только в Австрии – 499 врачей на 10 000 населения, а по обеспеченности больничными койками нас опережает лишь Япония – 1 238 коек на 10 000 населения.

Анализ показателей заболеваемости в регионе за период с 2010 по 2016 годы также свидетельствует о стабилизации данных значений в последнее время. Традиционно основной причиной заболеваемости населения региона являются болезни органов дыхания, травмы и отравления и болезни органов пищеварения.

Основными ориентирами региональной политики в сфере здравоохранения являются развитие новых медицинских и информационных технологий, структурные изменения и формирование интегрированного здравоохранения, укрепление кадрового потенциала системы здравоохранения региона.

Приоритетными направлениями совершенствования системы здравоохранения региона являются:

- Повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи в регионе.

- Развитие специализированной медицинской помощи населению.

- Укрепление кадрового потенциала системы здравоохранения региона.

- Совершенствование информационного обеспечения регионального здравоохранения.

- Увеличение объема и видов высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Дагестан.

- Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе:

- Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении региона.

- Совершенствование системы финансирования здравоохранения.

 

Джамалудинова Ума Касимовна - начальник отдела методологии и анализа системы ТФОМС РД:

Тема доклада: «Особенности финансирования здравоохранения региона в системе ОМС»

Цель государственной политики в области здравоохранения и обязательного медицинского страхования – повышение качества и доступности медицинской помощи, снижение показателей здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности.

На протяжении многих лет Территориальная программа ОМС РД утверждалась с дефицитом финансовых средств на ее реализацию от 35 до 41 %, что было связано с дефицитом республиканского бюджета. В связи с переходом в 2013 году на преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС, количество статей, финансируемых за счет ОМС возросло до 13 (ранее – 5 статей), при этом процент средств ОМС в среднем подушевом нормативе финансирования увеличился до 91 % (ранее составлял около 60 %).С 2013 года Территориальная программа ОМС принимается ежегодно без дефицита в соответствии с нормативами финансовых затрат, установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам РФ.

К настоящему моменту через ОМС финансируются практически все виды медицинской помощи, в т.ч. скорая медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, медицинская реабилитация, проводимая в медицинских организациях санаторно-курортного типа. Таким образом, созданы предпосылки для повышения доступности медицинской помощи населению республики.

В заключение хотелось бы отметить, что перспективы развития системы здравоохранения РД связаны не только с ее финансированием. Финансирование – это база, у которой есть надстройка, складывающаяся из следующих факторов:

-  оптимальная организация работы в медицинских учреждениях;

-  рациональное использование финансовых средств;

-  человеческий фактор (профессионализм, высокий уровень квалификации специалистов, заинтересованность медицинских работников в своем труде).

 

Кадиев Расул Ахмедович - блогер, адвокат, Дагестанская специализированная коллегия адвокатов, говорил об огромной бюрократии в медицине, о неодинаковой медицинской помощи в регионах, о важности того, что стандарты медицинских услуг должны быть открыты. Поднял проблему выезда населения за пределы республики для получения медицинских услуг, причиной которого является низкий уровень собственных медицинских услуг, что влечет за собой вывоз денежных средств из республики.

 

Балиянц Карина Михайловна - н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН:

Есть наши дагестанцы, которые работают в других регионах, которых можно сюда позвать на работу в Дагестан, но для этого нужны какие-то спонсорские деньги, чтобы привлечь их к нам. Все хотят ехать в Ростов. Есть у нас тоже хорошие специалисты, но нужно организовать этот процесс, повышение профессионализма наших врачей. При самой замечательной системе, если специалисты неважные, результатов не будет. Нужно поднять престиж этой профессии, привлекать специалистов из других территорий, вложение денег в профессиональное образование наших врачей.

Почему при обращении в государственные учреждения, с тебя берут деньги, а указывают как-будто оказали данную услугу по ОМС.

 

Дохолян С.В. - директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор:

Вы отметили два замечательных фактора – это финансирование и человеческий фактор. От финансов зависит много, от человеческого фактора может зависеть больше. Есть добросовестные врачи, которые выполняют свой долг, а есть, которые смотрят на людей как на мебель (с одной целью – пополнить свой карман). Медицина должна быть поближе к пациенту – поликлиники по месту жительства.

 

Патахова Раисат Патаховна – начальник отдела защиты прав застрахованных ТФОМС РД:

Этот вопрос очень болевой для нашей республики. Государственные учреждения очень перегружены, каких-то специалистов где-то не хватает, каких-то исследований. На какие-то исследования направляются в частные учреждения. Не все услуги, которые оказываются в частных учреждениях в поликлинике идут по ОМС, но те, которые идут по ОМС, они должны быть хотя-бы однажды быть оплачены по ОМС. Страховая организация проводит экспертизу, и она обязаны принять экономические санкции и снимать двойную оплату. Но, к сожалению без помощи самих граждан здесь трудно обойтись. Информированность граждан имеет огромное значение – они должны знать о своих правах. Должен быть прейскурант цен. Если каждый из нас не будет рабом системы, а будет гражданином РФ, будет знать свои права, знать законы – тогда будут нормальные результаты. Если страховая компания вам не помогла – приходите в фонд.

Перечень необходимых медицинской помощи определяет лечащий врач. Если лечащий врач говорит, что вам необходима помощь специалиста, необходимо то или иное исследование, то оно автоматически оплачивается за счет ОМС, врач дает вам направление. Если врач вам говорит это необходимо сделать и не дает вам направление – это нарушение. Нужно позвонить на номер горячей линии Страховой компании. Платные услуги проводятся в соответствии с приказом 1600. На практике эти платные услуги гораздо шире – некоторые главные врачи считают себя удельными князьями. Я подниму этот вопрос на сайте Роспотребнадзора региона. Ежегодно, ежемесячно увеличиваются суммы, которые мы оплачиваем за медицинскую помощь другим регионам, причем по тем тарифам, которые имеются у них. Мы вкладываем как-бы средства, собранные здесь в другие места. Это огромная болевая точка – нужно довести эту систему. Рядом Ростовский Центр. Мы свои механизмы общения дагестанца с медициной внедрили там и теперь очень хорошо там развивается и теневая медицина.

 

Кадиев Расул Ахмедович - блогер, адвокат, Дагестанская специализированная коллегия адвокатов:

Как соотношение зарплат врачей и зарплат инспекторов ФОМС, которые составляют протоколы на врачей, и как часто врачи выплачивают штрафы из своих зарплат?

 

Патахова Раисат Патаховна – начальник отдела защиты прав застрахованных ТФОМС РД:

В настоящее время я считаю, что должна быть нормальная разница в зарплате врачей и инспекторов ФОМС. Огромное значение имеет и человеческий фактор.

 

Дохолян С.В. - директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор:

У нашего населения еще не хватает определенного уровня грамотности в данных вопросах. Есть, к сожалению недобросовестные инспектора, есть, к сожалению недобросовестные врачи. Мы здесь вопрос ставим о системности данной проблемы.

 

Кадиев Расул Ахмедович - блогер, адвокат, Дагестанская специализированная коллегия адвокатов:

В городе Махачкале даже на центральных улицах отсутствуют указатели на медицинские учреждения, в том числе на Центральную больницу, на Детскую многопрофильную больницу, на недавно введенный в строй Современный перинатальный центр. В целях пропаганды и информированности населения о доступности организаций, оказывающих медицинскую помощь, целесообразно было бы установить дорожные знаки, указывающие местонахождение организаций здравоохранения.

 

Патахова Раисат Патаховна – начальник отдела защиты прав застрахованных ТФОМС РД:

Пропаганда и информирование проводится как на местном уровне, так и региональном уровне, но видимо этой работы недостаточно.

 

Дохолян С.В. - директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор:

Предприниматели жалуются по поводу проверок. Есть недобросовестные инспектора, а есть недобросовестные врачи. К сожалению, человеческий фактор мы не можем снять. В Дагестане по сравнению с другими регионами это бывает более обостренно. Фактор коррупции, фактор подрыва интересов государства, когда государственный чиновник занимается коррупцией, это, на мой взгляд, уголовное преступление с экономической точки зрения, это фактор национальной безопасности. Потому что он подрывает авторитет государства, являясь государственный чиновником. Пока его не будут судить как за измену родине, изменений в отношении чиновников к своим обязанностям не будет. В таком случае Главврачи и другие чиновники не будут считать себя «хозяевами» в государственных учреждениях.

 

Багомедов Магомед Алиевич - заведующий отдела ИСЭИ ДНЦ РАН:

Первый вопрос: Как Вы считаете, для улучшения здравоохранения нужны ли нам научные исследования?

Второй вопрос: В качестве мониторинга оказываемых услуг почему бы вам не ввести  обязательство автоматического опроса мнения о качестве оказанных услуг посредством телефонного обзвона, СМС сообщения или интернета опроса всех больных, получивших медицинскую услугу?

 

Патахова Раисат Патаховна – начальник отдела защиты прав застрахованных ТФОМС РД:

Научные исследования в области совершенствования системы здравоохранения в регионе однозначно нужны!

Что касается мониторинга качества оказываемых услуг, то мы регулярно проводим социологические опросы, выявляем мнение граждан относительно медицинского обслуживания.

 

Ахмедуев Абас Шапиевич – д.э.н., гл.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН:

В своем выступлении д.э.н. отметил актуальность поднимаемых проблем и выразил надежду на тесное сотрудничество с Министерством здравоохранения РД по вопросам совершенствования здравоохранения и внес предложение аналогичное научное мероприятие провести в Министерстве здравоохранения Республики Дагестан. Подчеркнул о необходимости обозначения научно обоснованных целей и задач развития системы здравоохранения, разработки критериев оценки ее деятельности. Также отметил необходимость выравнивания уровня оплаты труда работникам здравоохранения относительно других регионов, что должно повысить престиж данной профессии. Система здравоохранения в России на сегодня, по мнению Ахмедуева А.Ш., нуждается к коренной модернизации, без чего невозможно обеспечить положительный естественный прирост населения в стране.

 

Ланда Камиль Газимагомедович – Советник Главы Дагестана: обосновал необходимость совершенствования политической системы, без чего в современном обществе невозможно улучшить систему здравоохранения. В условиях коррумпированной системы ни гражданское самосознание, ни общественные организации, ни партии не в состоянии вывести общество из кризисной ситуации без должной конкуренции. В развитых странах, в США например, всю работу по контролю по качеству предоставляемых государственных услуг берут на себя политические партии, в структуре которых имеются соответствующие комитеты, экспертные группы, которые качественно отслеживают процессы и ситуации.

 

Камбарова С.Р. - ГБУ РД «РКБ», зам. глав. врача по ЭВ: обозначила проблему финансирования Республиканской клинической больницы, связанную с тем, что в настоящее время финансирование организаций здравоохранения осуществляется по методике душевого норматива, а за РКБ не имеется прикрепленного населения. Финансирование РКБ осуществляется по реализации государственного задания по госпитализации 39 тыс. больных, а по факту мы госпитализируем 41-42 тыс. человек.

 

Дохолян С.В. - директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: отметил необходимость повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе и представителям научной сферы и работникам системы здравоохранения, подчеркнув об обесценении интеллектуального труда.

 

Ланда Камиль Газимагомедович – Советник Главы Дагестана: рекомендовал продолжать в таком же темпе проводить научные мероприятия, аналогичные сегодняшним, где можно поднимать и обсуждать злободневные для республики вопросы и совместными усилиями общественности, научной среды и правительственных структур искать пути решения. Камиль Газимагомедович отметил ценность проведения подобного рода научных мероприятий и выразил благодарность организаторам Круглого стола

 

Дохолян С.В. - директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: поблагодарил всех участников Круглого стола и заявил о том, что по итогам мероприятия будут опубликованы материалы, подготовлены Рекомендации для представления Главе Республики Дагестан, куда будут включены предложения, как докладчиков, так и присутствующих участников дискуссии.