Перейти в раздел "Монографии"
Наши партнеры
Круглый стол на тему «Международный транспортный коридор - перспективы развития экономики Республики Дагестан»
28 июля 2020 года Институтом социально-экономических исследований – обособ-ленного подразделения Дагестанского федерального исследовательского центра РАН в режиме видеоконференции организован Круглый стол на тему «Международный транс-портный коридор - перспективы развития экономики Республики Дагестан». Круглый стол организован в рамках реализации Гранта Главы Республики Дагестан «Новая кон-цепция роста экономики Дагестана» и нацелен на содействие разработки «Стратегии со-циально-экономического развития Республики Дагестан до 2035 года».

Работа Круглого стола началась с приветствия и вступительных слов врио директора ИСЭИ ДФИЦ РАН, д.э.н. Кутаева Шихрагима Кутаевича, затем с докладом «Перспективы роста не капиталоемких секторов экономики Дагестана в международном транспортном коридоре «Север-Юг»: теория, методология, эконометрическая модель» выступил ведущий научный сотрудник, зав. отделом теории и методологии регионального развития ИСЭИ ДФИЦ РАН, к.э.н. Гичиев Набиюла Сапиюлаевич; с докладами и сообщениями выступили представители Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Асият Арсеновна Тарчокова), Правительства Республики Дагестан (советник Председателя правительства Республики Дагестан – Мамаев Исмаил Муртазалиевич), министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (первый заместитель министра – Липсиц Леонид Моисеевич), Махачкалинского агентства фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Северо-Кавказской железной дороги по территориальному управлению Махачкалинский регион (начальник агентства – Уруджев Арсен Дусмедович), Представительства Министерства иностранных дел РФ в г. Махачкале (второй секретарь – Аджиев Магомед Абдулакимович), главный научный сотрудник ИСЭИ ДФИЦ РАН – д.э.н., проф. Сагидов Ю.Н, научные сотрудники Института экономики, политики и социологии (к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС «ДГУНХ» Низами Аскеров, к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Везирхан Гираев) и др.

В работе Круглого стола рассматривались следующие вопросы: 1. Состояние и перспективы развития МТК «Север-Юг»; 2. МТК «Север-Юг» как фактор хозяйственного развития регионов СКФО; 3. Ключевые риски развития МТК «Север-Юг»: политический и экономический. 4.Формирование Союза морских портов на Каспии: новый путь интеграционного роста региона 5. Перспективы интеграции Махачкалинского морского порта в систему МТК «Север-Юг». 6.Новые возможности развития железнодорожного транспорта Махачкалинский регион управления Северо-Кавказской железной дороги в системе МТК «Север-Юг». 7.Потенциал развития внешнеэкономических связей России в условиях функционирования МТК «Север-Юг». 8.МТК «Север-Юг»: новые экспортные возможности Северо-Кавказского макрорегиона.

Особое внимание докладчиков было уделено проблемам функционирования международного транспортного коридора «Север-Юг», перспективам развития экономики Республики Дагестан на основе потенциала грузоперевозок по МТК «Север-Юг».

Заслушав доклады и выступления, обменявшись мнениями по основным проблемам участники Круглого стола «Международный транспортный коридор «Север-Юг» - перспективы развития экономики Республики Дагестан 2035» (28 июля 2020 г.) сформулировали следующие выводы:

 1.В развитии МТК «Север-Юг» (МТКСЮ) очевидна проблема отсутствия единых стандартов. Страны-участницы МТКСЮ не признают результаты таможенных процедур на взаимной основе, между ними нет электронного документооборота. Отсутствует единый оператор транспортного коридора, не согласованы тарифы. В портах отсутствует единое расписание, которое позволило бы планировать перевозки.

2.Для России создание МТК «Север-Юг» не является проработанной и обеспеченной ресурсами стратегической целью, в отличие от МТК «Восток-Запад».

3.Среди участков железных дорог России, заявленных для строительства до 2030 г. наименьшее число, приходится на Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. При этом среди данных участков нет таких, которые могут служить частью МТК «Север-Юг».

4.Глубоководный порт в Каспийске не включен в конкретный список будущих транспортно-логистических строек на юге России.

5.Узким местом МТКСЮ остается инфраструктура Ирана. Из 8 тыс. км железных дорог электрифицировано только 2,5% путей, второй путь есть только у 19% маршрутов. Не хватает судов, вагонов и парковочных мест для фур. Имеющаяся инфраструктура не позволяет отслеживать контейнеры во время перевозок, не организован обмен информацией между таможенными службами.

6.Динамика индийского экспорта в Европу отстает от китайского в 10 раз и не обеспечивает экономическую целесообразность строительства западного и срединного маршрутов МТК – железнодорожной ветки Иран-Азербайджан-Россия и дублирующей переправы по Каспию с двойной перевалкой контейнеров.

7.Для развития МТКСЮ, необходимо создание постоянного института межрегионального взаимодействия в гибком формате, близком «Азиатскому диалогу».

8.Функционированию грузоперевозок по маршруту МТКСЮ препятствуют следующие проблемы: действие санкций и финансовая изоляция Ирана; отсутствие системного взаимодействия банковских и страховых структур; сокращение платежеспособности Ирана на фоне санкций и падения цен на нефть; западная ориентация иранского бизнеса; ограниченное представление о взаимных возможностях; невысокий уровень гуманитарных связей, который, тем не менее, имеет тенденцию к развитию; низкий уровень обмена туристами.

 

 

Участники Круглого стола выработали следующие рекомендации:

 

1.Народному собранию Республики Дагестан:

 1.1. Для развития МТК «Север-Юг» проводить осознанную политику интеграции региона в рамках стратегии гибких партнерств по следующим линиям: создание постоянного института (механизма) межрегионального взаимодействия в гибком формате, близком «Азиатскому диалогу»; на базе межведомственных структур, занимающихся диалогом по МТК, создавать специализированные совместные комитеты для разработки сценариев и планирования на краткосрочный (к 2025 году), среднесрочный (к 2035 году) и долгосрочный (к 2050 году) периоды; единые условия бизнеса и торговли; развитие туризма и безвизового перемещения; развитие экспорта услуг и продуктов цифровизации.

1.2.Провести анализ национального законодательства государств-участников МТК «Север – Юг», в том числе в сфере таможенного оформления и логистических перевозок для подготовки предложений по внесению изменений, предусматривающих возможности беспрепятственного прохождения грузов через границы государств и сокращения сроков их обработки и,

 

2.Правительству Республики Дагестан:

2.1. Инициировать создание портовой особой экономической зоны «Союз морских портов Каспия» в Республике Дагестан (на территории в районе Махачкалинского морского торгового порта), объединение ее в Каспийский кластер с ОЭЗ ППТ «Лотос» как грузовой базой МТК «Север – Юг» с единой управляющей компанией и передачей полномочий по управлению кластером Минэкономразвития России;

 

3.Минстерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан:

3.1. Организовать прием первых пробных контейнеров по МТК «Север – Юг» с использованием существующей инфраструктуры, расположенной на территории Республики Дагестан.

3.2. Провести комплексное исследование рынка транспортных услуг, в том числе мультимодальных, с оценкой существующих и потенциальных грузопотоков по МТК «Север – Юг».

3.3. Подготовить заключение соглашений между Единым оператором МТК «Север – Юг» и крупными иностранными и (или) российскими грузоперевозчиками.

3.4. Определить целесообразность строительства морского порта в г. Каспийске и (или) модернизации транспортной инфраструктуры Республики Дагестан с учетом фактического и планируемого грузопотоков в рамках МТК «Север – Юг».

3.5. Провести анализ целесообразности и стоимости строительства дополнительных судов (в том числе паромов) для обеспечения транспортировки грузов по Транскаспийскому маршруту МТК «Север – Юг» с учетом фактического грузопотока и перспектив его увеличения.

3.6. Проработать вопрос о создании мультимодального транспортно-логистического центра в Махачкалинском морском торговом порту с передачей полномочий по их созданию и управлению управляющей компании Каспийского кластера.

 

4. Махачкалинскому морскому торговому порту:

4.1. Провести анализ целесообразности и стоимости строительства дополнительных судов (в том числе паромов) для обеспечения транспортировки грузов по Транскаспийскому маршруту МТК «Север – Юг» с учетом фактического грузопотока и перспектив его увеличения.

 

5.Представительству Министерства иностранных дел РФ в г. Махачкале:

5.1. Подготовить проведение переговоров с сопредельными странами, расположенными на МТК «Север – Юг», о подписании межправительственных соглашений по координации государственного регулирования перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим через Каспийский регион по территории Республики Дагестан.