slot demo slot terbaru slot thailand slot gacor slot dana rtp slot server luar demo slot slot gacor slot gacor gampang menang data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
Круглый стол на тему «Международный транспортный коридор - перспективы развития экономики Республики Дагестан» | Официальный сайт Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН
Перейти в раздел "Монографии"
Наши партнеры
Круглый стол на тему «Международный транспортный коридор - перспективы развития экономики Республики Дагестан»
28 июля 2020 года Институтом социально-экономических исследований – обособ-ленного подразделения Дагестанского федерального исследовательского центра РАН в режиме видеоконференции организован Круглый стол на тему «Международный транс-портный коридор - перспективы развития экономики Республики Дагестан». Круглый стол организован в рамках реализации Гранта Главы Республики Дагестан «Новая кон-цепция роста экономики Дагестана» и нацелен на содействие разработки «Стратегии со-циально-экономического развития Республики Дагестан до 2035 года».

Работа Круглого стола началась с приветствия и вступительных слов врио директора ИСЭИ ДФИЦ РАН, д.э.н. Кутаева Шихрагима Кутаевича, затем с докладом «Перспективы роста не капиталоемких секторов экономики Дагестана в международном транспортном коридоре «Север-Юг»: теория, методология, эконометрическая модель» выступил ведущий научный сотрудник, зав. отделом теории и методологии регионального развития ИСЭИ ДФИЦ РАН, к.э.н. Гичиев Набиюла Сапиюлаевич; с докладами и сообщениями выступили представители Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Асият Арсеновна Тарчокова), Правительства Республики Дагестан (советник Председателя правительства Республики Дагестан – Мамаев Исмаил Муртазалиевич), министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (первый заместитель министра – Липсиц Леонид Моисеевич), Махачкалинского агентства фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Северо-Кавказской железной дороги по территориальному управлению Махачкалинский регион (начальник агентства – Уруджев Арсен Дусмедович), Представительства Министерства иностранных дел РФ в г. Махачкале (второй секретарь – Аджиев Магомед Абдулакимович), главный научный сотрудник ИСЭИ ДФИЦ РАН – д.э.н., проф. Сагидов Ю.Н, научные сотрудники Института экономики, политики и социологии (к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС «ДГУНХ» Низами Аскеров, к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Везирхан Гираев) и др.

В работе Круглого стола рассматривались следующие вопросы: 1. Состояние и перспективы развития МТК «Север-Юг»; 2. МТК «Север-Юг» как фактор хозяйственного развития регионов СКФО; 3. Ключевые риски развития МТК «Север-Юг»: политический и экономический. 4.Формирование Союза морских портов на Каспии: новый путь интеграционного роста региона 5. Перспективы интеграции Махачкалинского морского порта в систему МТК «Север-Юг». 6.Новые возможности развития железнодорожного транспорта Махачкалинский регион управления Северо-Кавказской железной дороги в системе МТК «Север-Юг». 7.Потенциал развития внешнеэкономических связей России в условиях функционирования МТК «Север-Юг». 8.МТК «Север-Юг»: новые экспортные возможности Северо-Кавказского макрорегиона.

Особое внимание докладчиков было уделено проблемам функционирования международного транспортного коридора «Север-Юг», перспективам развития экономики Республики Дагестан на основе потенциала грузоперевозок по МТК «Север-Юг».

Заслушав доклады и выступления, обменявшись мнениями по основным проблемам участники Круглого стола «Международный транспортный коридор «Север-Юг» - перспективы развития экономики Республики Дагестан 2035» (28 июля 2020 г.) сформулировали следующие выводы:

 1.В развитии МТК «Север-Юг» (МТКСЮ) очевидна проблема отсутствия единых стандартов. Страны-участницы МТКСЮ не признают результаты таможенных процедур на взаимной основе, между ними нет электронного документооборота. Отсутствует единый оператор транспортного коридора, не согласованы тарифы. В портах отсутствует единое расписание, которое позволило бы планировать перевозки.

2.Для России создание МТК «Север-Юг» не является проработанной и обеспеченной ресурсами стратегической целью, в отличие от МТК «Восток-Запад».

3.Среди участков железных дорог России, заявленных для строительства до 2030 г. наименьшее число, приходится на Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. При этом среди данных участков нет таких, которые могут служить частью МТК «Север-Юг».

4.Глубоководный порт в Каспийске не включен в конкретный список будущих транспортно-логистических строек на юге России.

5.Узким местом МТКСЮ остается инфраструктура Ирана. Из 8 тыс. км железных дорог электрифицировано только 2,5% путей, второй путь есть только у 19% маршрутов. Не хватает судов, вагонов и парковочных мест для фур. Имеющаяся инфраструктура не позволяет отслеживать контейнеры во время перевозок, не организован обмен информацией между таможенными службами.

6.Динамика индийского экспорта в Европу отстает от китайского в 10 раз и не обеспечивает экономическую целесообразность строительства западного и срединного маршрутов МТК – железнодорожной ветки Иран-Азербайджан-Россия и дублирующей переправы по Каспию с двойной перевалкой контейнеров.

7.Для развития МТКСЮ, необходимо создание постоянного института межрегионального взаимодействия в гибком формате, близком «Азиатскому диалогу».

8.Функционированию грузоперевозок по маршруту МТКСЮ препятствуют следующие проблемы: действие санкций и финансовая изоляция Ирана; отсутствие системного взаимодействия банковских и страховых структур; сокращение платежеспособности Ирана на фоне санкций и падения цен на нефть; западная ориентация иранского бизнеса; ограниченное представление о взаимных возможностях; невысокий уровень гуманитарных связей, который, тем не менее, имеет тенденцию к развитию; низкий уровень обмена туристами.

 

 

Участники Круглого стола выработали следующие рекомендации:

 

1.Народному собранию Республики Дагестан:

 1.1. Для развития МТК «Север-Юг» проводить осознанную политику интеграции региона в рамках стратегии гибких партнерств по следующим линиям: создание постоянного института (механизма) межрегионального взаимодействия в гибком формате, близком «Азиатскому диалогу»; на базе межведомственных структур, занимающихся диалогом по МТК, создавать специализированные совместные комитеты для разработки сценариев и планирования на краткосрочный (к 2025 году), среднесрочный (к 2035 году) и долгосрочный (к 2050 году) периоды; единые условия бизнеса и торговли; развитие туризма и безвизового перемещения; развитие экспорта услуг и продуктов цифровизации.

1.2.Провести анализ национального законодательства государств-участников МТК «Север – Юг», в том числе в сфере таможенного оформления и логистических перевозок для подготовки предложений по внесению изменений, предусматривающих возможности беспрепятственного прохождения грузов через границы государств и сокращения сроков их обработки и,

 

2.Правительству Республики Дагестан:

2.1. Инициировать создание портовой особой экономической зоны «Союз морских портов Каспия» в Республике Дагестан (на территории в районе Махачкалинского морского торгового порта), объединение ее в Каспийский кластер с ОЭЗ ППТ «Лотос» как грузовой базой МТК «Север – Юг» с единой управляющей компанией и передачей полномочий по управлению кластером Минэкономразвития России;

 

3.Минстерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан:

3.1. Организовать прием первых пробных контейнеров по МТК «Север – Юг» с использованием существующей инфраструктуры, расположенной на территории Республики Дагестан.

3.2. Провести комплексное исследование рынка транспортных услуг, в том числе мультимодальных, с оценкой существующих и потенциальных грузопотоков по МТК «Север – Юг».

3.3. Подготовить заключение соглашений между Единым оператором МТК «Север – Юг» и крупными иностранными и (или) российскими грузоперевозчиками.

3.4. Определить целесообразность строительства морского порта в г. Каспийске и (или) модернизации транспортной инфраструктуры Республики Дагестан с учетом фактического и планируемого грузопотоков в рамках МТК «Север – Юг».

3.5. Провести анализ целесообразности и стоимости строительства дополнительных судов (в том числе паромов) для обеспечения транспортировки грузов по Транскаспийскому маршруту МТК «Север – Юг» с учетом фактического грузопотока и перспектив его увеличения.

3.6. Проработать вопрос о создании мультимодального транспортно-логистического центра в Махачкалинском морском торговом порту с передачей полномочий по их созданию и управлению управляющей компании Каспийского кластера.

 

4. Махачкалинскому морскому торговому порту:

4.1. Провести анализ целесообразности и стоимости строительства дополнительных судов (в том числе паромов) для обеспечения транспортировки грузов по Транскаспийскому маршруту МТК «Север – Юг» с учетом фактического грузопотока и перспектив его увеличения.

 

5.Представительству Министерства иностранных дел РФ в г. Махачкале:

5.1. Подготовить проведение переговоров с сопредельными странами, расположенными на МТК «Север – Юг», о подписании межправительственных соглашений по координации государственного регулирования перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим через Каспийский регион по территории Республики Дагестан.