Перейти в раздел "Монографии"
Наши партнеры
2-заседание круглого стола посвященного обсуждению Указа президента РФ «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»
27 апреля 2017 г. прошло 2-е заседание круглого стола «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» в свете Указа Президента РФ «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» в рамках подготовки VIII Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона»

Круглый стол

 «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» в свете Указа Президента РФ «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» в рамках подготовки VIII Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона»

Организаторы: Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН

под эгидой научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ

При информационной поддержке:

Научный журнал "Региональные проблемы преобразования экономики"

Научный журнал "Апробация"

Место проведения: г. Махачкала, 27 апреля 2017 г.

 

Поднятые в рамках обсуждения вопросы:

  1. - Государственная политика регионального развития как основа обеспечения общественно-экономической стабильности, национальной безопасности и развития межнациональных и межконфессиональных отношений.
  2. - Современные проблемы снижения поляризации уровня социально-экономического развития регионов России.
  3. - Обеспечение экономической безопасности регионального развития как фактор реализации государственной социально-экономической политики.
  4. - Направления совершенствования государственной политики межбюджетных отношений и системы межбюджетных трансфертов.
  5. - Стимулы и источники регионального развития.
  6. - Экономическая специализация, конкурентные преимущества и инвестиционная привлекательность регионов СКФО в рамках реализации государственной политики регионального развития и формирования единого экономического пространства РФ.
  7. - Сокращение различий в уровне и качестве жизни населения в регионах, городах и сельской местности.
  8. - Государственная политика регионального развития и продовольственная безопасность.
  9. - Механизмы реализации инновационных преобразований экономики. 

 

Публикуем краткий отчет о мероприятии:

 

Дохолян Сергей Владимирович - Директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н.

 

«Хочу поприветствовать участников Круглого стола. У нас сегодня проводится второй по счету Круглый стол на тему «Государственная политика регионального развития как основа национальной безопасности» в свете Указа Президента РФ «Основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025». И первый и второй Круглые столы проходят под эгидой научно-экспертного совета при Председателе совета Федерации РФ. Вопрос актуальный и требует привлечения экспертов разного уровня так как проблемы, связанные с обсуждением такого стратегического (фундаментального) документа будут регламентировать в ближайшей перспективе, как минимум до 2025 года, взаимодействие региональных правительств с федеральным центром. Очень много вопросов связано с тем, как налоги поступают в федеральный бюджет, как они перераспределяются между различными регионами. Регионы у нас разные, 13 регионов являются не дотационными – это очень тревожный фактор – это говорит о том, что проблема не только в региональной экономической системе. Не может быть, чтобы несколько десятков регионов были такими убыточными, не желающие работать. Новый документ он по-своему интересен, носит в какой-то степени революционный характер.

Для создания модели развития региона необходимо определиться со специализацией региона. Если необходимо больше рабочих мест, то следует в Дагестане развивать туризм, если больше налогов, то промышленность. В любом случае помимо самой разработки модели следует разработать и механизм ее реализации.

31 мая 2017 года состоится 3-е заседание нашего круглого стола. Посвящен он будет теме экономической безопасности. В дальнейшем планируется проведение еще как минимум двух Круглых стола на эту тему. Итоговой станет 8-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Региональные проблемы преобразования экономики». Конференция проводится под эгидой Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации».

 

Халидов Деньга Шахрудинович - Советник Главы РД

 

Государственная политика регионального развития как основа национальной безопасности – вопрос политологического характера, требует отдельного рассмотрения. Проблемы межбюджетных отношений, вопросы, касающиеся регионального развития, заинтересуют Главу республики, Правительство Дагестана. Разработка приоритетного проекта Человеческий капитал (Министерство культуры, образования, Министерство молодежи, туризма). Эксперты функционируют с Правительственными программами, проектами. Я корректировал предложения, рекомендации. В итоге у нас получилось хорошее общественное обсуждение стратегических задач, провели несколько круглых столов, совещаний, подписались министры, данный документ лег на стол Главы Республики. Мы выступали как лоббисты хороших идей. Данный документ был одобрен Главой Республики. Круглые столы проводим не для того, чтобы просто общаться, а, чтобы был конкретный результат.

 

Гиндиев Абдулхалик Муслимович - Заместитель Председателя Совета при Главе РД по устойчивому развитию и приоритетным проектам РД

Недавно, прошло Совещание Главы Республики, куда приехал известный экономист Дмитриев – председатель совета по стратегическому развитию.  Я ему задал простой вопрос – существует ли региональная политика РФ сегодня, существует ли у Вас какая-то Концепция по развитию регионов? К сожалению, он на эти вопросы не ответил. Второй вопрос, какой меня интересовал – планируется ли какое-то ранжирование в плане субсидирования по субъектам РФ, в контексте региональной политики.  Эти вопросы связаны с нашей экономикой, нашими экономистами – местом Дагестана в системе Российской Федерации хозяйственных связей, в рамках Северного Кавказа и т.д. Основы нашей государственной политики интересует нас как прагматиков. Результаты на основе этого обсуждения можно предложить Главе Республики.

 

Сагидов Юрий Нурмагомедович - Гл.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН

Предмет нашего обсуждения должен рассматриваться как судьбоносный. Регионы типа нашего – Республика Дагестан, они считаются не способными к самодвижению в развитии. Требуется внешняя поддержка, внешние инвестиции и т.д. Импульсы самодвижения зависят от энергетики и стимулов созидательного потенциала.

В рассматриваемом нормативно-правовом акте ориентационное значение отражено в формулировках принципов, целей, задач и результатов. Они имеют адресную направленность, в существенной мере касающуюся условий развития экономически отсталых регионов страны. Назовём некоторые из них: обеспечение единства правового и экономического пространства РФ; равных возможностей для реализации установленных Конституцией РФ экономических, политических и социальных прав граждан РФ на всей территории страны; повышения качества жизни; инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы РФ; снятие инфраструктурных ограничений для опережающего развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития и высокой плотностью населения; сдерживание оттока населения с важных в геополитическом отношении территорий; определение зон с особыми условиями предпринимательской деятельности; ответственности высших должностных лиц разных уровней управления за достижение конкретных результатов в развитии экономики и социальной сферы; достижение наиболее высоких темпов наращивания собственного экономического потенциала и снижения уровня дотационности территорий; максимальное привлечение населения к участию в управлении; сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов; повышение уровня удовлетворённости населения деятельностью власти и др.

Но в реалиях жизни, как было отмечено, одни ориентационные формулировки не достаточны. Должна быть совокупность условий и мер, формирующих механизм побуждения к их реализации – вторая составляющая стимулов. Если такого механизма нет, то нормативный акт обернётся в схоластику, не более. Рассматриваемый Указ оговаривается общим императивом такого механизма – это императив, обязывающий правительство РФ ежегодно в срок до 20 декабря докладывать о результатах выполнения Указа. Сам механизм, как правило, разрабатывается федеральным правительством и правительствами субъектов Федерации, как совокупность мер по реализации Указа. Система мер механизма, с одной стороны, должна усиливать воздействие существующих общесистемных нормативно-правовых и институциональных установок, влияющих положительно на движущую энергетику стимулов. С другой стороны, система мер должна погашать негативные влияния, связанные с несовершенством существующих установок или возможных форс-мажорных обстоятельств.

Хотелось бы обратить внимание на необходимость предусмотреть в дагестанском механизме мер некоторые позиции, которые позволили бы достичь соответствия ориентационным установкам Указа Президента РФ побудительных условий его реализации, в части касающейся принципа равенства условий развития регионов.

Республика Дагестан является приграничным регионом Российской Федерации и находится в конкурентно благоприятных геоэкономических и геостратегических условиях, позволяющих уход от нынешней пространственной ограниченности направлений интеграционных связей и организацию территориального хозяйства на основе их диверсификации, то есть распространения направленности связей, как на регионы страны, так и на зарубежье. Активизация развития РД с целью преодоления экономической отсталости во многом зависит от реализации указанных конкурентных преимуществ на основе создания инвестиционного климата, позволяющего оживить предпринимательскую и трудовую деятельность в регионе, привлечения внешних российских и зарубежных инвестиций, а также накопления собственных инвестиционных ресурсов.

Указанная цель может быть достигнута при разработке и реализации Правительством РД мер достижения суверенной инициативности, политической активности и протекционизма самих органов регионального управления и представителей Дагестана в обеих палатах Федерального Собрания РФ. То есть речь идёт о мерах повышения эффективности управления. При таком подходе возможна защита республики от внешних деструктивных влияний. Федеральные органы государственного управления не свободны от политического субъективизма и волюнтаризма, во многом игнорирующих интересы регионов.

Мало кто не согласится с мнением о том, что нынешнее состоянии общества находится по указанным критериям в состоянии нездоровья, и требуются меры по его преобразованию. Поэтому представляется, что Правительство должно инициировать разработку, пусть еще одной, но более важной по актуальности и значению программы – Стратегии модернизационного преобразования общества. Ее претворение в жизнь позволит побуждать людей к созидательной деятельности по критериям морали общечеловеческих ценностей. Требуется одновременно и культурная, и экономическая модернизация социума. Разработка Стратегии должна быть на основе междисциплинарного подхода. В ней должны принять участие не только экономисты, но и философы, историки, социологи, политологи, правоведы, специалисты естественных наук.

Все эти черты являются основой достижения здорового состояния общества. Сегодня вся их совокупность заглушена и находится в тени коррупционного обустройства.

Предваряющим условием становления на путь процветания является объективная самооценка дагестанцами состояния своего общества, его позитивных и негативных сторон. Выйти из тени коррупционного обустройства означает возможность выхода из прозябания на путь процветания Дагестана. Надо только этого захотеть всему обществу, в том числе и власти.

Гасан-Гусейнов Муслим Магомедович: говорил о том, что в Республике Дагестан отток русского населения произошел после того как в 90-е годы крупные градообразующие предприятия были разворованы и отданы в частные руки. Дагестанская молодежь учится, но ее не могут обеспечить работой, и она вынуждена работать не по специальности. Поэтому для того, чтобы остановить отток населения необходимо создать благоприятные условия для работы.

Багомедов Магомед Алиевич: уточнил, что отток русского населения произошел после того, как перестали работать заводы и упали доходы работников.

 

Акилов Абдулхабир Абасович - экономист

Затронул в своем докладе проблему межбюджетных отношений. Он также отметил, что теневая экономика определяется скрытой, незаконной и неформальной экономической деятельностью, чем и необходимо вплотную заниматься. Предложил создать фонд социально-экономического развития региона и создать систему гарантированного финансирования, затронул проблему межбюджетных отношений.  

 

Рабаданов Рамазан Алибекович - Ректорат ДГУ

 

Высказал предположение о том, слабое развитие туризма в Дагестане объясняется опасением федерального центра возможностью последующего выхода региона из числа дотационных, поскольку в этом случае руководство региона станет вести более самостоятельную от федерального правительства политику.

 

 

Кадиев Расул Ахмедович:

поднял проблему банковской системы в Дагестане, уточнил что более 40 % банков РФ зарегистрированы в Москве, а политика Центрального банка по сути – это ограничение денежной массы в пользу того, чтобы сохранить курс рубля и в связи с этим задал вопрос о том, кто и как в Дагестане определяет проблему, связанную с вывозом капитала из региона и кто-нибудь, вообще анализирует наличие денежной массы в Дагестане.

 

Ахмедуев Абас Шапиевич - Гл.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН

 

В Республике Дагестан достаточно проблем, но их невозможно разрешить вне рамок российской политики регионального развития. Проблема региональной политики России состоит в поляризации уровня социально-экономического развития и уровня жизни населения России. Эта проблема планетарного масштаба. Средний уровень доходов в 20 развитых странах выше в 37 раз, чем у 20 отсталых странах мира. На сегодняшний день в мире 1млрд. 900 млн. человек живут ниже официальной черты бедности. 2 млрд. человек живут в антисанитарных условиях, столько же людей в 21 веке живут без электричества. В целях дополнения социальной картины, я бы назвал еще одну цифру. Ежегодно от голода в мире умирает 80 млн. человек. Это данные ООН. Такова социальная картина мира. Вместе с тем в мире насчитывается 13 млн. 800 тыс. долларовых миллионеров. В их собственности накопилось 135,5 трлн. долларов. Если разделить эти деньги на всех людей на Земле, то на каждого выходит примерно по 20 тыс. долларов. Такова поляризация, дифференциация уровня жизни на планете. Такая же острая внутренняя ситуация во многих странах мира. Особенно остро эта проблема выражена в Российской Федерации, Китае, Индии, Бразилии, Австралии. Особенность данной ситуации состоит в том, что ни в одной стране нет такой поляризации в социально-экономическом развитии и уровне, качестве жизни населения. Вторая особенность заключается в том, что эта проблема в России не признана. Третья особенность заключается в практическом отсутствии реализации программы выравнивания уровня социально-экономического развития и уровня жизни в последние 20-25 лет. Именно поэтому данная проблема обостряется с каждым годом. У меня лежит предыдущий Указ Президента Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации проблема пространственного экономического развития не затрагивается, при том, что политическая основа организации четко оговорена. Для сравнения беру 83-й Указ Президента Российской Федерации от 1996 года. В этом указе Президента четко были поставлены проблемы выравнивания уровня развития регионов, об обеспечении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения и т.д. Но, по существу, эти цели не были достигнуты, органы государственной власти не занимались их реализацией.

 

Чернышов Михаил Михайлович - Старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН, к.э.н.

 

Презентация доклада доступна по ссылке

Главная проблема регионального развития состоит в неумении соизмерить ресурсы, цели и задачи в перспективе существующих трендов развития экономики России, ЕАЭС и мира. Необходимо способствовать разработке комплекса мер по введению дополнительных механизмов вовлечения граждан РФ в государственное и муниципальное управление с повышением их гражданской ответственности за участие в решении вопросов социально-экономического и политического развития соответствующих территорий, а также механизмов учета мнения населения при решении указанных вопросов.

Дагестанцам помогут, в первую очередь, только сами дагестанцы. Если мы хотим меняться, то мы должны начинать с себя.

Есть такое выражение: «Кто хочет - тот ищет пути, кто не хочет – ищет причины».  Мы становимся заложниками политической системы. Политика порой парализует экономику, правоохранительную систему. Очень много зависит от нас самих тоже. Если в Дагестане не будет «здоровых сил» для преобразования, то и «за уши» нас никто не будет тянуть. А если мы пойдем, нас подтолкнут.

Этот документ только возможность. Если эту возможность использовать, мы сможем что-то реализовать. Если мы просто будем об этом говорить, то все на этом уровне и останется. Нам нужно решить проблему с реальной статистикой. Нет единых данных. У всех они разнятся.

Гиндиев Абдулхалик Муслимович: Опора на собственные силы – основа нашей деятельности? Если это основа, тогда должна быть своя внутренняя стратегия развития, мы должны понимать, что хочет дагестанский человек.

Эльдаров Эльдар Магомедович - д.г.н., председатель Дагестанского отделения РГО, профессор кафедры менеджмента ДГУ.

Я бы хотел задать вопрос относительно демографических показателей. Вы сказали, что к реальному количеству населения приписывают 500 тыс. чел. Я как основатель Отдела социально-демографических проблем региона следил за тем, как обрабатывают информацию в Госкомстате. По моим наблюдениям, фикция составляет 150-200 тыс.

Кадиев Расул Ахмедович: В 2010 году Хлопонин объявил, что Кавказ будет «закидан деньгами» под видом корпорации развития. Тогда эксперты предупреждали, что все эти идеи повышения туристического кластера приведет к повышению уровня бандитизма. Основной метод выравнивания возможностей в этой концепции – это улучшение инфраструктуры, а по существу это строительный бизнес. Строительный бизнес – это коррупция. Не получится ли так, что мы упадем в инфраструктурных показателях, в попытке вытащить деньги? Не ухудшится ли у нас ситуация в области коррупции? Может нам вообще отказаться от подобных проектов, т.к. они несут в себе 90% коррупции?

Чернышов Михаил Михайлович: Преступность растет быстрее, чем количество поступающих денег. Отказ от этих денег не повлияет благотворно на ситуацию. Сейчас есть проекты интереснее Дагестана. Туда они и будут вкладывать.

Касательно строительного бизнеса вот что хочется сказать. Развитие агломерации в сторону Каспийска, на мой взгляд, изначально ошибочно, т.к. оно «убивает» Каспийск как город. Надо развивать агломерацию Махачкалы в сторону Буйнакска. Буйнакский тоннель – это хороший проект, на котором надо сосредоточиться и поддержать.

Магомедханов Магомедхан Магомедович: Насколько структура федеративного Российского государства соответствует аналогичным структурам других государств, которые тоже имеют федеральную структуру?

Второй вопрос: Какая экономическая база или какой ресурс есть у нашей республики, на основе которого возможен какой-либо прогресс, кроме баранов, капусты и малых предприятий, в то время как дорога, транспорт, электроэнергия и все остальное являются федеральной собственностью?

Чернышов Михаил Михайлович: Федеративное устройство – это вопрос не к экономисту. Я вам отвечу на вопрос относительно самодостаточности. В 2010-2011гг. я поднял данные казначейства и данные статистики. У нас на 75% расходы бюджета республики финансируются за счет федерального центра, а остальные 25% мы собираем. Сколько из этих 25% налоги «дагестанские», а сколько налоги на то, что приходит с федерального центра? Учитель получает зарплату из дотаций и платит НДФЛ. Эти деньги из федерального центра. Если мы станем самостоятельными, то наш бюджет должен сократиться до 5-7% от существующего. Мы себя не прокормим даже на 10%. Это говорит о том, что многие сектора Дагестана в «тени», к тому же они низкопроизводительны.